Rambler's Top100
   Главная » Архив »                №1 [Наш Дом] [Написать нам] [В избранное]
    ТЕМА ДНЯ
Московский Клуб

Новый роман Вадима Панова "Московский клуб"
    КОНКУРСЫ
  • По данным "Тиградкома"
  • ТГ-на твоих обоях

  • Конкурс анекдотов
  •     ВНЕШНИЕ МИРЫ
    ИНТЕРВЬЮ:
  • Интервью с Андреем Улановым

    ОБЗОРЫ БЕЗУМНОГО КНИЖНИКА:
  • Обзор новинок книжного рынка

  •     ГОСТИНАЯ
    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • Книга отзывов

    РЕДАКЦИЯ:
  • Редакционная группа
  • Информационные партнеры

  •     ТЕМА ДНЯ

    НОВЫЙ РОМАН ВАДИМА ПАНОВА «МОСКОВСКИЙ КЛУБ»

              После выхода в свет динамичной "Кафедры Странников" и конкурсного сборника повестей и рассказов "Правила Крови" все ждали от Вадима Панова продолжения полюбившейся многим истории Тайного Города. Но автор преподнес нам на Новый Год сюрприз, имя которому - "Московский Клуб". Это первый роман Вадима Панова не о Тайном Городе и дебютный в цикле "Анклавы" (в одном из интервью Вадим говорил, что цикл будет состоять минимум из двух книг) То, что Вадим пишет книгу не о Тайном Городе, было известно уже давно. Автор сам упоминал об этом и на летней он-лайн конференции на Пурге.ру и в интервью "Голосу Форума" и в ответах на офф-лайн встречах с читателями. Но этим информация о новом произведении и исчерпывалась: не было ровно никаких сведений, о чем же будет новое произведение. Нам оставалось лишь догадываться не только о сюжете, но даже о жанре новой книги. Книгу ждали с нетерпением и некоторой толикой опаски (уж слишком полюбился нам ТГ). И вот свершилось! В конце 2004 года на сайте выложен отрывок из нового романа. Что же такое "Московский Клуб"?.. Не стану пока оценивать произведение - выложенный на сайте отрывок хоть и велик по объему, но для объективного суждения следует все же прочитать всю книгу. Я даже затрудняюсь определить жанр нового романа. Киберпанк? Технотриллер? Альтернативная история будущего? Честно говоря, я никогда не умел определять жанр книг. У меня иной критерий оценки: "понравилось" или "не понравилось". Но два момента не могу не отметить. Во-первых, обилие новых терминов и выражений, встречающихся чуть ли не на каждой странице. Поначалу их количество немного смущает, но, как мне кажется, это неизбежно при описании новой реальности. Однако, самое, на мой взгляд, главное: автору удалось избежать "кальки" с Тайного Города, повторения характеров и сюжетных ходов своих прошлых книг! И хотя МК изначально был обречен на сравнение с ТГ, но Анклав Москва - это не Москва ТГ, Макс - не Сантьяга, а Чайка - не Кортес. Книги не просто разные - они ДРУГИЕ! А это не может не радовать! Станут ли герои МК столь же популярны, как персонажи ТГ? Полюбим ли мы их так, как полюбили Сантьягу, Кортеса и других героев ТГ? Время покажет. Но в одном я уверен: роман не оставит читателей равнодушными и вызовет немало споров (первые отклики мы публикуем сегодня на страницах газеты). Итак, встречаем!.. Роман "Московский Клуб" из цикла "Анклавы"!..
    Дата выхода: 21 февраля 2005 года.

    ( aвтор: Певучий Ос )



              Выложенный недавно на сайте отрывок вызвал весьма разноплановые отзывы, некоторые из которых мы представляем Вашему вниманию.

    "...грусть это самый мягкий эпитет. "

              Разочарование, которое я испытала, прочитав отрывок из новой книги Панова, можно сравнить лишь с тем нетерпением, которым ждала его публикации. Ещё бы! Новая книга Панова! Пусть даже не по «Тайному городу», не важно, это же Панов!!! На поверку вышло совсем иначе. Едва ли не силой впихнув в себя эти несчастные шестьдесят страниц четырнадцатым шрифтом, я тут же удалила файлик. Чтобы память не засорял. Не стоит он того, чтобы занимать место на моём и так заваленном всякими бумажками компьютере. Может быть, это оттого, что я по природе своей не люблю фантастику? Не знаю, возможно. Но если вся фантастика такая, то не люблю я её не зря. Какое-то месиво из имён, названий, технических терминов, сленга, - без поллитры, как говорится, не разберёшься. Даже словарь не всегда помогает, тем более, что там, в словаре этом, далеко не всё и есть. Все эти «безы», «верхолазы», «метелки», «гравировщики», «поплавки», «балалайки», «суперсобаки», все это вызывает сначала непонимание, а затем и раздражение. Возникает ощущение некой ущербности. Вроде как ты не в уровне. Хотя уровень этот скорее гораздо ниже, а не выше своего собственного. Особенно удручающее впечатление вызывает речь персонажей. Жаргонизмы, не совсем понятные обороты и фигуры речи. Печально это, грусть это самый мягкий эпитет.
              «Любой человек, мало-мальски понимающий реалии жизни в Анклавах посмеялся над неуверенностью Се» - возможно, я бы тоже посмеялась. Если бы хоть чуть-чуть поняла реалии нового мира Панова. Множество персонажей, одинаково-напыщенно-пафосных (даже Мёртвый и тот не чурается эффектных жестов, не говоря уже о персонажах рангом пониже), среди которых приятно выделяется только Мишенька Щеглов, автор его называет очень обтекаемым термином - дознаватель, на самом деле Щеглов пыточных дел мастер, палач. А вот, видимо, один из основных персонажей, Чайка - никакой. Вот именно никакой. Ни эмоций, ни чувств, ни стремлений. Даже его обида за учителя никакая.
              Но дело даже не в этом, возможно, персонажи ещё проявят себя, возможно, через пару сотен страниц читателю таки станет понятно, кто, что и зачем делает и на чьей стороне играет «Триада». Возможно. Дело не в этом. Дело в атмосфере, которая царит в книге. Такое впечатление, что Панов забыл своё чувство юмора в Тайном Городе. Так, жалкие намёки прослеживаются в описании афиши одного «малоизвестного» ныне фильма (ну не мог Панов удержаться, чтобы ещё раз не пнуть соперника)… И всё. А остальной текст - насилие, жестокость, грязь, кровь и убийства, бесконечные убийства. Да что я, автор гораздо лучше меня описывает обстановочку: «Яркие вывески баров, круглосуточных заведений, предлагающих все возможные удовольствия: и разрешенные и запрещенные, самые сладкие. Вдоль домов девочки на выданье, дешевые проститутки, обслуживающие в подъезде или ближайшей подворотне, искусственные прелести отражаются в стеклах медленно ползущих мобилей. Бампер к бамперу, левый и правый ряды, прижатые к тротуарам односторонней улицы, почти не движутся, водители то и дело останавливаются, выбирая развлечение по вкусу. И только по центральной полосе мобили хоть как-то плетутся. С деловым видом фланируют по тротуарам сутенеры и драгдилеры, неподалеку напрягаются их массивные телохранители. Прямо под фонарем бодяжат дозу потрепанные малолетки, и никого не волнует, каким образом они ухитрились заплатить за наркотик: убили, украли или продали себя. Безы по ночам на Болото забредают редко, а у остальных свои дела: одни тратят деньги, другие их зарабатывают. И люди, люди, люди… Много людей, толпы, потоки. Гомонящие, ругающиеся, смеющиеся, пьяные, под кайфом, еще трезвые…» Возможно, так и надо? Может быть, читателя надо хорошенько ужаснуть, чтобы задумался, чтобы не допустил такого в реальности? Но видит Спящий, мы ждали от книги Панова чего-то другого… Я не буду говорить об ошибках, которые встречаются в тексте (двоеточие вообще отсутствует, как класс), может быть, это погрешности отрывка или сайта, а в книге уже проведена корректировка? Хотелось бы верить…
              Очень стараюсь не сравнивать «Московский клуб» с «Тайным городом». Получается плохо, а от сравнения явно не выигрывает новая книга. Каждый том предыдущей серии я закрывала с сожалением, что ещё одна прекрасная сказка закончилась, что придётся опять возвращаться в серую обыденность, но на сердце оставалось какое-то тепло, ощущение летнего солнечного зайчика, чуть зелёного от листвы деревьев… После того, как я нажала Delete, выделив «Московский клуб», очень захотелось пойти в ванную и вымыть руки. И ещё, по прочтении отрывка хочется воскликнуть:« Вадим Юрьевич!!! Что же случилось? У Вас были такие красивые герои, они умели грамотно говорить, эти герои умели вызывать сопереживание, заставляли вместе с собой горевать и радоваться. А сейчас?» Не было того чувства обиды, которое возникало от окончания романа о ТГ, а было лишь удивление, непонимание и желание сделать все, чтобы книга не стала грязным и неухоженным садом, где сама идея заросла сорняками, затянулась паутиной, где деревья засижены птицами...

    P.S. Нельзя судить о книге по отрывку, я знаю. Но проблема в том, что после такого отрывка я вряд ли возьму в руки книгу.

    ( авторы: АксиомА, Don Rumata )

    "МК это книга о реальности..."

              Отрывок будущей книги Вадима Панова «Московский клуб», выложенный на форуме, признаюсь, сразу вызвал у меня положительные эмоции. Попытки провести аналогии и сравнить ТГ и МК не увенчались успехом. Вернее, это произошло моментально, с первых строк. Вероятно, даже что любителям чистого фэнтези и «теплых сказок» ТГ «Московский Клуб» покажется жестким и чуждым. Ведь если ТГ это книга о замечательном, волшебном мире магии и волшебства, который вокруг нас, который мы не в состоянии увидеть и познать (ну вернее основная масса). Если ТГ это книга о тайном мире, о людях, таких же, как мы, с виду, но на деле являющихся хранителями ценных и неведомых нам знаний. Если ТГ - это книга, которая повествует о той жизни, что каждому из читателей подсознательно хочется познать и прожить. Это яркий миф, который манит своей силой и неизвестностью. ТО «Московский клуб» это совсем другая книга... СОВСЕМ.
              МК это книга о реальности. Да-да, как ни странно, но я считаю, что книга - о реальности. Реальности, которая станет таковой, спустя 30-40 лет от сегодняшнего момента. Наша Земля идет по интересному пути. Цивилизация развивается так стремительно и так динамично, что порой уже можно составить прогноз на ближайшие сто лет. Я вас уверяю, мы с вами застанем мир, подобный нарисованному Пановым в «Московском клубе». Китай станет доминирующей страной планеты? Даже не сомневаюсь. Полюса мира сместятся, и их будет два: США и Китай? Уверен, и даже не надо для этого быть супераналитиком. Роль государств в формировании и регулировании экономических и социальных процессов снизится до минимума и фактически финансовая власть перейдет в руки транснациональных корпораций и тайных общественных кружков? И это при определенном анализе можно увидеть в перспективе (вернее даже, это уже есть, но просто не так явно и не все видят). Нефтяные войны? Так они уже начались. Пока лишь в Ираке. А чем нефти будет меньше, тем чаще будет повторяться.
              Порой, читая отрывок МК, я начинал смеяться до упаду. А так обычно со мной бывает, когда речь идет о реальной сегодняшней политике, либо о финансовых махинациях и закулисных играх. А это еще раз говорит о правдоподобности и реальности нового мира Панова. Это даже не мир Панова. Это именно НАШ МИР… абсурдный и дикий, но такой интересный. Но лишь в будущем, который Панов мастерски описал в новом романе. Даже более того, МК можно воспринимать как роман, как газетную хронику, как записки спецслужб. Настолько это все РЕАЛИСТИЧНО читается. Прочитав отрывок, я закрыл глаза и представил что это все БУДЕТ. Именно так. И тем забавнее и, вместе с тем, печальнее было читать о китайских кварталах в Москве (Россия населена сплошными Ванами, Лю Ченами, Тао, Ляо и тому подобными. Ах да, еще Рашидами, Маратами, Махмудами…), о Триаде, правящей на территории России, о корпорациях, завладевших миром и фактически нивелировавших официальные правительства, о том, что Европа превратится в одно большое азиатское поселение и т.п.
              В общем, мир поделен деньгами. Правят миром все те же "судьба и прихоть" вкупе с технологиями...
              И, вы знаете, если не брать во внимание пару моментов (несущественных), я понял, что трудно опровергнуть взгляд писателя на наше будущее. Его талант строить будущий мир по историческим предпосылкам еще удивит нас в книге МК, и не раз. Так что хотя бы ради этого ее стоит прочитать.
              Итак, мое мнение резюмируя: МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Очень «веселое» будущее рисует нам Вадим… Хотя чем оно нам кажется «веселее», тем реальнее... это по собственной практике говорю. Ведь те факторы, что Вадим опять так мастерски обыгрывает, они уже сейчас лежат на поверхности. Не удивлюсь, если через 40 лет мы с вами проснемся в аналоге Мира "Московского клуба" Вадима Панова. И именно поэтому я думаю, что мне книга понравится и в целом. Возможно, многим любителям Тайного города, книг, которые, без сомнения, согрели немало душ, МК может не понравится. И это понятно. Ведь ТГ это своего рода урбан-фэнтези, с оригинальными идеями, которые реализуются на фоне борьбы вечных ценностей (добра и зла, чести и коварства, любви и ненависти и т.д.), притом со своей изюминкой, которая заключается в том, что действия происходят в Москве; а МК - это своего рода киберпанк, фантастика, правда, приближенная к реальности, которая показывает нам неутешительные реалии нашего будущего. Зачем? Спросят многие…. Не знаю. Но думаю, что все события будущего лежат в виде зародыша в прошлом. И повлиять на будущее можно именно сейчас!
              В общем МК и ТГ - просто НЕБО и ЗЕМЛЯ. Сравнивать их даже, по сути, не стоит. Это разные жанровые книги. Аналогии проводить тоже не стоит. Надо просто прочитать всю книгу и поверить в нее!

    ( aвтор: Forecaster )

    "Все смешалось в доме..."

              "Все смешалось в доме..."
    Погружение читателя с первых страниц в гущу событий - это опробованный и верный прием. Читатель чувствует себя ошарашенным, оглушенным количеством информации, и, разумеется, у него возникает желание разобраться, что к чему, понять, упорядочить тот мир, частью которого он оказался по воле Автора. Выложенный на сайте отрывок из нового романа "Московский клуб" тоже с первых же строк погружает в непонятный и исковерканный мир будущего, но вот желания разобраться в происходящем не возникает. Как не возникает и желания жить в этом невозможном, картинно-гламурно-грязном городе-Анклаве.
              Автор рисует нам Апокалипсис техногенной цивилизации, мир индустриального мусора пополам с нравственным разложением, жестко полярную систему устройства общества, утопично-полярную: с физическими границами между "верхушкой" и "дном". Идея не нова, впрочем, и крайне модна в последнее время - неудивительно, что она была использована. Удивительно то, что при кажущейся актуальности ее чтение отрывка не принесло никакого удовольствия. Индустриальный трэш, заполняющий голову читателя с первых строк, не оставляет ни малейшего впечатления. Словообразование кажется чуждым и непонятным; объяснений касаемо новой терминологии крайне мало, структура общества поясняется скудно и мельком. Необходимость постоянно додумывать возможные назначения разного рода устройств на энной строчке начинает раздражать. "Балалайки", "метелки", "поплавки" и прочие неизвестные приспособления к этой нереальной жизни присутствуют в повествовании постоянно, и лишь в самом конце отрывка - который, вероятно, составляет главу - целую главу! - книги поясняется, что же это такое и почему оно именно так называется.
              Отдельного упоминания заслуживают и крайне невыразительные персонажи. Вспоминая сейчас отрывок, могу отметить только Олово и Чайку: первый только потому, что осталась в нем некая незавершенность, ожидание, что этот-то персонаж натворит дел. Второй - потому что типаж неуловимого хакера, простого "как три рубля", столкнувшегося с "крутыми парнями" настолько уже отшлифован временем и немыслимым количеством авторов, что и в данном случае совершенно и абсолютно идеален.
              В постскриптуме хочется заметить: недавно на сайте появился словарь, поясняющий значение используемых терминов. И в свете этого чувствуешь себя то ли средневековым рыцарем, чудом оказавшимся в кинотеатре на премьере нового блокбастера, про которого вспомнили в последний момент и напечатали программку-афишку с пояснением современных реалий, то ли просто читателем, которому после сказочно красивого "Тайного города" подсунули пустую обертку.

    ( aвтор: Марита )

    "Мир изменился…"

                 «Мир изменился…» Галадриэль.
    Недавно прочитанный отрывок «Московского клуба» оставил в душе непонятные ощущения. С одной стороны в памяти замелькали кадры из фильмов «Бегущий по лезвию бритвы», «Джонни-Мнемоник» и прочей мрачной буржуазно-капиталистической футурологии загнивающего Запада. С другой стороны, покопавшись в себе, пришлось, как есть на духу признаться себе же, что именно собственные размышления недельной давности и напоминает мне описанный в «Московском клубе» мир.
              Современный мир сильно отличается от мира даже нескольких десятков лет назад. Он даже не такой, каким он был до появления этой противной и клейкой паутины, которая прочными сетями опутывает цивилизацию. Новое мироощущение и новое миропонимание грядет вместе с новой религией, производной от мутировавшей корпоративной религии - идеологии «синих воротничков» девяностых, религии, столь популярной у экономических гуру. Ощущение это во многом является следствием уверенно шагающей глобализации и темпов развития транснациональных корпораций. Ни языковые барьеры, ни расстояния, ни государственные границы не являются более преградой ни для инвесторов - людей, стремящихся заработать на своем капитале, ни для тех, кто эти возвышенные цели претворяет в жизнь - наша высокообразованная и разносторонне квалифицированная рабочая сила.
              Собственно этот отзыв, впечатление, если угодно, и есть результат прочтения части «Московского клуба» таким «синим воротничком» под ритмы постсоветской эстрады - группа «Ленинград», народная песня «Менеджер».
              Умеет же Панов затягивать. Одна фраза курсивом вместо эпиграфа: "Государственные институты не имеют права владеть независимыми корпорациями ни в какой форме, и ни в какой доле. Акции и обязательства независимых корпораций разрешены к продаже исключительно частным лицам и компаниям, зарегистрированным в Анклавах.» И что за этим стоит? А за этим стоит целый мир и наше весьма возможное псевдокапиталистическое завтра. Еще раз повторюсь - вот этим Панов ценен. Одним штрихом создать принцип - базис, на котором выстраивается…, да какая разница что именно. Сама возможность окунуться в свой завтрашний день, который наступит еще в этом веке. Практически все элементы этой мозаики так или иначе уже сидят в подсознании каждого, достаточно просто показать картинку, чтобы паззл этих мыслей и ощущений собрался в объемную картину. Отечественному читателю повезло, на тесное общение государства и крупного бизнеса в последние сезоны был объявлен бум. И кто-кто, а наши доблестные воротнички по десятку раз моделировали ситуацию - что да как, кто кого, кто пойдет в гору, а кому соседи припишут вистов. Поэтому мир Анклавов очень естественно ложится на сознание, утомленное моделированиями и предлагает свой вариант - мир победившего капитализма с его звериным лицом.
              Истории о корпоративных войнах, своей жесткостью превосходящие все известные конфликты со времен сыновей Адама всегда повествуют о двух вещах. Первое: такие войны при всей жесткости не жестоки и не бессмысленны. Они всегда преследуют определенную цель и направлены на достижение осмысленных последствий. Можно считать такой конфликт квинтэссенцией всех мировых конфликтов - образец разумности и целесообразности. Собственно это и не войны даже, а дарвиновский естественный отбор. Корпоративной войне чужды понятия геноцида и «холокоста», бессмысленного уничтожения противника как подвида homo sapiens, дабы потешить свое закомплексованное «эго». Эта война идет уже сейчас, и при постоянном развитии средств масс-медиа и отработкой технологий управления общественным сознанием, каждый является добровольным солдатом этой войны и ее жертвой одновременно. Кто-то может усмотреть в «Московском клубе» отголоски пелевинщины, и, видимо, будет прав. Футуристичность общей картины складывается из обрывочных страхов нашего поколения, которое, как известно, не «Next», а «P», и свой выбор сделало давно. Из самого главного страха - оказаться в информационном вакууме, вне доступа к этим ящикам, которые хоть и врут, но оторваться невозможно. Чего стоит наша уверенность - уверенность инетсерферов с десятком новостных лент в Избранном, в том, что мы-то знаем, ЧТО происходит на самом деле в отличие от плебейских потребителей телевизионного эфира! Еще Сунь-Цзы говорил - «все не то, чем кажется» и есть следующий уровень информации. И послеследующий тоже есть, и кто знает - сколько их там этих уровней.
              Традиционная иерархичность отношений в крупных корпорациях построена на возможности доступа к следующему уровню информации, и возможности самому создавать информационные поводы. Пановым эта линия прописана по-гротескному четко, в виде расслоения верхушки айсберга, обывателей и дна, которое своеобразно символизирует человека, оказавшегося в самом конце производительной информационной цепочки - ставшему потребителем информации (и не только) самого низшего уровня, человеку, который культивирует лишь свою потребность, чтобы не осознавать всю низость своего текущего положения на социальной лестнице. Книга наполнена скрытыми символами, и отсылками на действительность реальную, ну да в мастерстве Панова делать такие миражи я не сомневался.
              Второе: на фоне всех войн, всех техногенных катаклизмов и глобальных социальных изменений, всегда присутствуют реальные люди со своими интересами и мотивами. Автор вывел достаточно сюжетных линий, остается надеяться, что все ружья традиционно для автора дадут выстрелы, а пока … сцена построена, актеры заняли свои места, остается ждать развития событий.
              Особый шик и правдоподобность происходящему придает новообразованный жаргон, на котором обитатели мира Анклавов погружают нас, привыкших к техножаргону продвинутым PC пользователям, в свой лингвомир. История знает множество случаев удачных и неудачных попыток создать автором свое лингвистическое поле. Начиная с блестящей Гербертовской «Дюны» и заканчивая сомнительными опытами отечественного многостаночника Никитина. «Балалайка» Панова звучит увереннее иного «бластера».
              Резюмирую. Это книга, которую я ждал, а возможно и сам писал где-то в своей голове. Это книга, которая возможно сможет ответить на некоторые вопросы - что может цивилизация сделать с собой хорошего и нехорошего, а возможно эта книга сама задаст много новых вопросов. «Анклавы» это цикл говорите? Задел весьма удачный.

    ( aвтор: VaDeem )




        ЖИЗНЬ ФОРУМА
    ХРОНИКИ ТИГРАДКОМА:
  • Тиградком - как это было...
  • Форум катится к расколу?
  • Что наша жизнь? Игра...
  • За кулисами Игры

    ГОЛОС ФОРУМА:
  • Интервью с форумчанами

    ВСТРЕЧИ:
  • Вечеринка в навском стиле
  • 21 января "Му-Му"
  • Встреча в Санкт-Петербурге
  • Встречи форума ТГ. Мои впечатления.
  • Встреча с Вадимом Пановым в МАИ

    ТРИБУНА:
  • ФОРУМ: ветер перемен
  •     МАСТЕРСКАЯ ИЛЛЮЗИЙ
    ПОЭЗИЯ:
  • Поэзия форумчан

    ПРОЗА:
  • "Песня"

    УЛЫБНЕМСЯ:
  • "Добро пожаловать" или путеводитель по форуму

  • Copyright 2005© Издательство "Эксмо"
    Copyright 2005© Редакция "Тиградмедиа"
    WEB-дизайн газеты: Lentrall Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru